История Табынской иконы ….

обложка

История Табынской иконы Божией Матери

Сергеев В.П. прот. История Табынской иконы Божией Матери. Изд. 2-е. Уфа: agioc.ru, 2013.

The story about the miraculous icon of Tabynsk Ufa diocese of the Russian Orthodox Church.
Электронное издание
Формат PDF — 102 с.

Скачать http://agioc.ru/files/2014/10/book.pdf

Популярное издание востребовано целевой аудиторией с момента первого появления в 2004 году уже в течении 10 лет.

В книге рассматривается история почитания одной из самых древних и почитаемых на Южном Урале чудотворной иконы Божией Матери.

Чудотворная Табынская икона Божией Матери принадлежит к одним из самых древних святынь России, поскольку происхождение ее может быть связано с древней Хазарией. История раскрывает множество удивительных страниц жизни нашего отечества. Ее широкое почитание установилось во многих епархиях Русской Православной Церкви. Особенная роль иконы была отмечена Императорскими и Синодальными указами. Руководители белой эмиграции в Китае считали ее своей спасительницей. Советская власть видела в ней существенное препятствие антицерковной политике. Однако с 1947 года икона становится общецерковной святыней.

Источниковая база основана на древних актах РГАДА, материалах государственных архивов Уфы и Оренбурга. Собраны как исторические свидетельства, так и церковные предания. Материалы личного происхождения и интервьюирование.

Содержится описание известных чудес, подтвержденных под присягой письменным свидетельством очевидцев. Рассматривается судьба иконы после Октябрьской революции 1917 года.

Работа предназначена для религиозно-общественной аудитории.

Скачать http://agioc.ru/files/2014/10/book.pdf

Отрывок из работы:


 

Но если приглядеться вдаль внимательно,

сверкнет во мгле мерцающий ледник —

Табынская икона Божьей Матери,

то светит Твой неугасимый лик.

(Диана Кан. 2000г.)

Вступление

Табынская икона Божией Матери  самая загадочная икона  в России. По многим местам Руси можно натолк­нуться на смутные воспоминания о ней, а порой  леген­дарные сказания. Бывает, что какой-нибудь старый и древний старик иной раз скажет: «Да, было такое дело, есть такая икона, такая же, как Казанская, очень старинная с тем­ным Ликом. Иконе той поклонялись казаки потому, и называ­ется она Табынскою. А Лик иногда все же открывается, но только избранным Богородицею людям».

Вот, к примеру,  легенда, имевшая хождение в Китае: «Согласно старинному преданию Табынская Чудотворная икона явилась во сне старцу-монаху, путешествовавшему по Семиречью (Восток Казахстана), в ночь, когда он ноче­вал  в стогу  сена близ станицы Табынской, это произошло 150 лет назад. О видении монах – провидец рассказал сво­ему другу монаху – иконописцу. И тем же летом, икона была написана и помещена в церкви той же станицы Та­бынской»[1].

Еще больше легенд  о том, где теперь находится  Табын­ская икона. И в сокровищницах Папы Римского, и в сей­фах Зарубежной церкви, в музеях Харбина и Москвы или в частных коллекциях австралийцев. Говорили, что когда икона появлялась на выставках в Москве, народ валом ва­лил именно к ней – Чудотворной Святыне с загадочным названием «Табынская». Об этой иконе было несколько передач ЦТ в 80-х годах…

Долгое время не было никакого описа­ния, посвященного Табынской иконе. И вот начало житийному исследованию иконы было положено по воле Самой Царицы Небесной.

Тогда, в середине 19 века,  с 1848 по 56 год свирепствовала холера в Оренбурге.[2] Губернский город в течение 5 лет буквально  вымирал от нее. Во всех церквях усердно молились  ко Господу и к Самой Богородице. Но оказалось, что спасение можно обрести только через Табынскую икону. Выяснилось это не сразу. Сначала, несмотря на такое горе, на Табынскую икону мало обращали внимания. Хотя еще с 30-х годов Табынская икона имела хождение по Оренбургской губернии.[3] Но только в шестой год смертоносной поры, в 1854 году, жители Оренбурга  «просили о временном приносе чудотворной иконы из села Табынского»[4]. Просили неуверенно и скромно: «О временном», поскольку  и не очень уж надеялись на помощь Ее. Решили лишь испытать. Но сразу увидели, что «болезнь стала стихать». Но лишь когда все и окончательно признали чудесную помощь именно от Табынской иконы, на восьмой год (в 1856 году) холера прекратилась.

Весь народ тогда познал что, Сам Господь благоволит принять наши молитвы именно через Табынскую икону. Ведь страждущие христиане не язычники, и будучи православными, во всех бедах своих прибегали к нашей же Православной Церкви. Просили и священников, и монахов, и архиереев. Прибегали к известным Российским святыням. Но,  как свидетельствует «Сказание» (см. стр.14): «Господь будто не внимал молениям». Ибо люди явным образом пренебрегли своей древней святыней. Господь  указует путь к спасению нам и сейчас.  Неужели и дальше мы не внемлем, опять отходя от пути…

Табынскую икону даже можно назвать сверх-чудотворной. И хотя это не совсем канонично, поскольку само понятие чудотворности уже является сверх-понятием ибо, что может быть сверхъестественнее чуда? Однако здесь вкладывается смысл, что чудотворность Табынской иконы из ряда выходящая.  Свидетельства очевидцев говорят, что чудеса случались на каждом шагу. Они были как бы обыкновенными. Да и сама история Православной веры в Табынском крае свидетельствует о бесчисленных чудесах Божией Матери.

И вот тогда в 1855 году, как повествует «Сказание»: «…Преосвященнейший Антоний поручил произвести законное расследование о древности и досточтимости святой иконы». Это расследование производит настоятель Табынской церкви, протоиерей Иоанн Гуменский[5] выявив: «…в Табынском селе и Богоявленском заводе, где с клятвою утверждали вышеописанное, по преданию явление и незапамятное почитание святой иконы Богоматери. Предание имеет, по крайней мере, сто сорокалетнею давность (около 300 лет назад, ), т.е. что дети получили от отец, то сии – от своих отцов и так далее, у которых родители были уроженцами села Табынска и даже той деревни монастырской, которая существовала еще до населения крепости Табынской».[6]

Лишь через 15 лет, около 1870 года о.Гуменский составил все свои исследования в одно из первых «Сказаний», которое в последствии много раз переиздавалось (последнее издание было в 1914 году), и дополнялось по летописи Табынского прихода.

Табынской иконе посвятил свой труд известный историк Оренбуржья, священник Николай Модестов, пораженный таким великим народным почитанием святыни, им написан в 1914 году особый  археологический очерк: «Табынская икона Божией Матери».

Наше исследование было предпринято по благословению схиархимандрита Серафима (Томина), который изначально воздвигнул нас с отеческой любовью на продолжение. Еще 1994 году, будучи настоятелем можно сказать лишь Табынской горы, поскольку храма на ней пока не было, я вдруг получил неожиданную поддержку от всем известного в наших краях афонского старца[7] из Оренбургской епархии. И хотя даже не помышлял о исторических исследованиях по Табынской иконе, тем не менее о.Серафим настоял на том, чтобы я был у него в Оренбурге. И тогда услышал следующее: «Много я слышал устных рассказов, из преданий от Великих подвижников нашего края Уфимского и Оренбургского.  Все старцы. От: Схимонахини Зосимии Енадского монастыря, она скончалась в 1936 году 115 лет от роду. От ея могилы люди получают исцеления. Иеромонаха Феофана Стерлитамакского он помер в 1948 году. Иеросхимонаха Адама Уфимского, скончался у нас в Оренбурге в 1977 году 90 лет от роду. Отца Андрея Ильнульганского, афонский старец, скончался в 1956 году 96 лет от роду. Монахини Маргариты скончалась 1968 году 101 год от роду Енадского монастыря. Монахиня Феофания Енадского монастыря скончалась в 1984 году 107 лет от роду. От многих покойных монахинь Уфимского монастыря. И последний уход из России Табынской иконы от уст митрополита Нестора. Он сопровождал с Архиепископом Мефодием и Архиепископом Мелентием Томским при эмиграции в Китай. Много слышал от достоверных наших свидетелей о дивных чудесах. Моя родная бабушка по линии моего отца. Она видела 130 летнего старца, того который ослеп при надругании  иконы Божией Матери, и он прозрел, и не оставил , следовал за иконой до конца своих дней. Ходил босый в одном подряснике, в лютые морозы. Моя бабушка инокиня Дария его видела в 1880 году в год ее выхода замуж за моего дедушку Леонтия. Так я желаю распространить историю явления Божией Матери Табынской». Все было нами записано и неоднократно отредактировано самим  о.Серафимом. Свои слова он клятвенно утверждал, свидетельствуя своею иноческою совестью. Это предание было выпущено через 3 года в 1997 году  в виде «Сказания» к Акафисту[8].

Мы не ставили задачу доказательства подлинности событий. Потому, что не верующим это слово все равно  как «юродство есть». Наше желание  обращено к самой душе верующего человека. Чтобы и она узнала все чудные и дивные дела Божией Матери, о которых было неизвестно до сих пор…..

Скачать http://agioc.ru/files/2014/10/book.pdf


 

[1] Газета «Похвало Табынская» №1, 2001 г.

[2] см. ниже на стр.42.

[3] Полное собрание сочинений В.И. Даля. Изд. Вольфа 1897 год. Т8, с 289.

[4] История Табынской иконы Божией Матери. Свящ. Н.Модестов. Оренбург 1914 год.

[5] Справочная книжка Уфимской губернии. Уфа 1883 г. стр.360. (см.История…стр.48)

[6] Сказание об иконе Казанския Божия Матери, находящейся в Вознесенской церкви, Уфимской Епархии, Стерлитамакского уезда, села Табынска. (из летописи Табынского прихода). Уфа 1909 г. (вероят. Автор прот.И.Гуменский)

[7] Афонский постриженник, В 1978 году поступил на Афон иеродиаконом (Мисаил). Затем в 1987 на  Афоне возведен в сан схиархимандрита, как управляющий монастыря. Ныне на покое в г.Оренбурге.

[8] Акафист. Иеромон.Иоанн (Снычев). Уфа 1997 год.

 

 

Просмотр. (539)

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.